Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» (МБОУ СОШ №6) ______________________________________ 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул.Первомайская, д.12 факс, тел.: 2-18-60; e-mail: mbou_sosh6@mail.ru ПОЛОЖЕНИЕ о методической службе 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о методической службе МБОУ СОШ №6 (далее по тексту Школа) определяет цели, задачи, структуру методической службы (далее по тексту Положение). 1.2. Положение разработано в соответствии со следующими законодательными и нормативными актами: • Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022г. «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020г. № Р-174». • Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 11 мая 2023г. № 17 «Об утверждении Положения о региональной системе научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Ленинградской области». • Распоряжение комитета образования администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области №290-р от 31.10.2023г • Положение «О системе функционирования внутренней системы оценки качества образования в МБОУ СОШ №6. Цели, задачи, принципы и направления деятельности методической службы Школы. Методическая служба Школы, осуществляя сопровождение системы методической работы, организует и проводит комплекс мероприятий, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических работников. 1.3. Цель методической службы Школы - обеспечение условий для эффективной организации образовательной деятельности на основе непрерывного профессионального развития и повышения профессионального мастерства педагогических работников в целях достижения положительных результатов обучения и воспитания обучающихся. 1.4. Задачи методической службы: ⎯ выявление и нивелирование профессиональных дефицитов на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников; ⎯ своевременное и оперативное определение по запросам педагогических работников проблем развития и функционирования Школы; ⎯ анализ/самоанализ профессиональной деятельности педагогических работников в соответствии с темами самообразования, предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в их деятельности, выработка путей решения педагогических проблем изатруднений; ⎯ ознакомление педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми ⎯ педагогическими технологиями, наиболее эффективными способами организации образовательной деятельности, внедрение в деятельность образовательной организации лучших педагогических практик; ⎯ сопровождение педагогов, нуждающихся в методической поддержке; методическое и ресурсное обеспечение образовательной деятельности, в том числе методическое сопровождение внедрения обновленных федеральных государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее ⎯ - ФГОС НОО, ООО, СОО), осуществление мониторинга и фиксации хода и результатов внедрения; ⎯ повышение качества преподавания учебных предметов и проведения учебных/внеучебных ⎯ занятий на основе планового посещения уроков/внеучебных занятий и их анализа; ⎯ организация «горизонтального» обучения педагогов в рамках Школы, межмуниципальных взаимодействий и внутри профессиональных сообществ; ⎯ создание педагогическими работниками собственных методических разработок, форм, методов, индивидуальных программ обучения и воспитания для применения в условиях Школы. 1.5. Деятельность методической службы Школы строится на принципах: ⎯ соответствия методической работы деятельности Школы по решению приоритетных задач развития образования; ⎯ взаимного доверия, ответственности и равноправия педагогических работников Школы; ⎯ ориентации и оперативного реагирования на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников в условиях современного развития общества и системы образования; ⎯ системности, последовательности, преемственности, непрерывности, предусматривающих охват педагогических работников разными формами методической работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы непрерывного образования; ⎯ направленности методической работы на решение проблем, актуальных для коллектива педагогических работников Школы. 1.6. Направления методической работы в образовательной организации: ⎯ методическое обеспечение процессов обучения и воспитания; ⎯ приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам; ⎯ методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения; ⎯ разработка совместно с региональным методистом индивидуального образовательного маршрута непрерывного профессионального развития педагогическогоработника; ⎯ сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы; ⎯ организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников; анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательнойдеятельности; ⎯ разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов; обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий; повышение качествапроведения учебных ⎯ занятий на основе внедрения новых педагогических технологий; ⎯ выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического ⎯ опыта; ⎯ организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования; ⎯ помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы. 2. Организация методической работы в Школе Методическая работа в Школе осуществляется в виде коллективной и индивидуальнойдеятельности педагогических работников. Участие в методической деятельности обязательно для всех педагогических работников иявляется частью их педагогической деятельности. Исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, Школа формирует своюмодель методической службы. Общее руководство методической службой Школы осуществляет заместитель директора. Основные направления деятельности методической службы и формы методической работы определяет педагогический совет. 2.1. Основными элементами структуры методической службы являются методические объединения педагогических работников и другие возможные команды, такие как проблемно-творческие группы, проектные группы педагогов, объединенные для решения образовательных и воспитательных задач. ⎯ Методическое объединение педагогических работников является постоянно действующей формой коллегиального решения задач и проблем образовательной деятельности и создается из числа педагогов, работающих в рамках решения одной задачи или в одной предметной области, совершенствующих свое методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию обучающихся. ⎯ Деятельность методических объединений, направлена на: ⎯ обеспечение организации и проведения на высоком профессиональном уровне учебно- воспитательной, методической и опытноэкспериментальной работы; выявление профессиональных дефицитов педагогических работников; создание образовательнойсреды для проявления творческой активности педагогов и преодоления профессиональных дефицитов; ⎯ внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников программ формирования компетенций с учетом задач повышения качества образования, в том числе обеспечения внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО, повышения уровня функциональной грамотности обучающихся и цифровых компетенций; ⎯ вовлечение педагогов в экспертную деятельность, организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения педагогических работников; ⎯ проведение профилактики профессионального выгорания педагогов; организацию непрерывного внутрикорпоративного обучения в процессе совместного решения возникающих в работе проблем; ⎯ оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации опыта своей профессиональной деятельности; реализацию программ наставничества педагогическихработников; ⎯ повышение квалификации педагогических работников. 2.2. Содержание методической работы Школы определяется в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования. ⎯ Педагогический совет Школы выбирает тему методической работы, представляет ее педагогическому коллективу. Тема, цель, задачи по ее достижению, а также ожидаемыерезультаты обсуждаются и утверждаются на заседании педагогического советаколлегиально. ⎯ Далее осуществляется формирование планов методической работы (дорожных карт, планов- графиков) Школы по основным направлениям деятельности или по одному (наиболее актуальному) из основных направлений деятельности. ⎯ При планировании методической работы общеобразовательная организация использует различные методы (мозговой штурм, кластеризация, технология открытого ⎯ пространства и др.), а также игровые техники, позволяющие эффективно организовать групповое обсуждение, проанализировать проблемы, принять правильные решения. ⎯ Представители методической службы Школы совместно с представителями регионального методического актива организуют внутрикомандное взаимодействие для достижения качественных результатов методической работы по реализации поставленныхзадач. Задачами такого взаимодействия являются: ⎯ выявление и ликвидация профессиональных затруднений педагогических работников; ⎯ внедрение в процесс профессионального развития педагогических работников и обучающихся программ формирования компетенций и повышения уровня функциональной грамотности; ⎯ внедрение в образовательную деятельность Школы обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО; ⎯ совершенствование предметных и метапредметных компетенций педагогических работников; ⎯ построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников; ⎯ вовлечение педагогов в экспертную деятельность, организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения работников образования; проведение профилактики профессионального выгорания педагогов; ⎯ методическое сопровождение педагогов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства; ⎯ анализ состояния и результатов деятельности методических объединений педагогических работников и/или профессиональных сообществ педагогов; развитие кадрового потенциала Школы; ⎯ организация работы педагогов по самообразованию; ⎯ сопровождение педагогических работников по вопросам профессионального самоопределения обучающихся и работе с одаренными детьми; ⎯ повышение профессиональной подготовки педагогов на основе использования цифровых образовательных технологий; ⎯ организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов. 2.3. Методическая работа Школы осуществляется посредством образовательного сотрудничества с использованием различных вариантов «горизонтального» обучения и таких форм организации методической работы, как научно-практические конференции, педагогические чтения, круглые столы, проблемные семинары, мастер-классы и практикумы, метапредметные и предметные недели, конкурсы и другие. 3. Участниками методической работы являются: педагогические работники; классные руководители; руководители методических объединений педагогических работников; администрация образовательной организации (руководитель, заместители руководителя) и др. 3.1. Права участников методической работы. Педагогические работники и классные руководители имеют право: ⎯ работать по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на заседании методического объединения педагогических работников и допущены к использованию решением педагогического совета Школы); ⎯ разрабатывать методические программы, технологии, приемы и способы работы с обучающимися; ⎯ участвовать в методической работе Школы, муниципальной системы образования, а также на региональном и федеральном уровнях. Руководитель методического объединения имеет право: ⎯ вносить предложения директору Школы о поощрении педагогических работников, активно участвующих в работе методического объединения педагогических работников; ⎯ организовывать экспертизу внедрения и реализации методических идей, новаций, методик, технологий, программ обучения; ⎯ участвовать в подготовке методических мероприятий (семинаров, конференций, конкурсов, мастер-классов, педагогических мастерских и т.д.). ⎯ участвовать в экспертной оценке деятельности педагогических работников в ходе аттестации. Администрация образовательной организации (директор, заместители директора) имеет право: ⎯ контролировать эффективность деятельности методических объединений педагогических работников и других возможных элементов структуры методическойслужбы Школы; ⎯ стимулировать работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом. 3.2. Обязанности участников методической работы. Педагогические работники и классные руководители обязаны: ⎯ анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения; ⎯ осуществлять свою деятельность на определенном профессиональном уровне (с учетом их педагогической, методической и профессиональной подготовки), обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой; систематически повышать свой профессиональный уровень; проводить открытые учебные / внеучебные занятия; ⎯ систематически посещать заседания методического объединения Школы. Руководитель методического объединения обязан: ⎯ анализировать деятельность методической работы методического объединения; ⎯ готовить проекты решений для педагогических и методических советов; организовывать, ⎯ планировать и осуществлять деятельность методического объединения; ⎯ разрабатывать планы работы и графики проведения открытых занятий; руководить разработкой методических идей, методик, программ, технологий и вести консультативную работу с отдельными педагогами по вопросам обучения и воспитания. Администрация Школы (директор, заместители директора) обязана: ⎯ создавать благоприятные условия для работы методических объединений педагогических работников и других возможных элементов структуры методическойслужбы Школы; ⎯ обеспечивать работу методических объединений педагогических работников необходимым учебно-методическим комплексом; ⎯ оказывать всестороннюю помощь руководителям методических объединений Школы; ⎯ содействовать тиражированию учебно-методических материалов для организации деятельности методического объединения; ⎯ утверждать планы работы методического объединения и других возможных элементов структуры методической службы Школы. 4. Ведение документации по методической работе Школы 4.1. Методическая работа Школы оформляется документально в форме: ⎯ протоколов педагогических советов; ⎯ планов методической работы (планов-графиков, дорожных карт) Школы, планов работы методического объединения; ⎯ индивидуальных образовательных маршрутов педагогов; ⎯ конспектов, технологических карт, разработок лучших методических мероприятий Школы; ⎯ обобщенных материалов о системе работы педагогов Школы, материалов печати по проблемам образования; информации о методических семинарах. 4.2. Документально оформленная методическая работа Школы заносится в информационный (электронный) банк педагогического опыта. Анализ методической работы, материалы протоколов заседаний методического совета, методических объединений, отчёты о проделанной работе используются для принятия управленческих решений, аналитической деятельности, подготовки публичных докладов, отчета по самообследованию Школы и других документов.